Стратегическая сессия «Цифровая прокачка региона. Санкт-Петербург», посвященная вопросам цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта, была направлена на создание пула первостепенных задач развития спортивной сферы. По итогам первого месяца работы в направлении реализации обозначенных на сессии главных целей создания стратегии цифровизации города мы провели интервью с одним из организаторов события, Директором по региональной политике АНО “Цифровая экономика” Александром Владимировичем Зориным.
– Насколько успешно, по вашей оценке, происходит процесс цифровой трансформации сферы спорта?
– Нужно отметить, что, наверное, все-таки исторически так сложилось, но цифровизация сферы физической культуры и спорта с точки зрения государственной политики до недавнего времени не находилась в числе приоритетных направлений как на федеральном, так и на региональном уровне. Это не означает, что в этой сфере не используются различные цифровые решения. Есть хорошие цифровые сервисы непосредственно для граждан, в т.ч. для индивидуальных занятий тем или иным видом спорта, есть решения, которые позволяют управлять деятельностью спортивных организаций, есть электронные государственные услуги. Но в целом нужно подчеркнуть, что системная, направленная работа по цифровой трансформации отрасли ФКиС только началась, и предметом ее являются не только отношения или деятельность различных участников, бенефициаров в рамках государственного контура экономики и управления, но и частного. Т.е. важно, например, чтобы наши граждане имели возможность использовать передовые цифровые сервисы, необходимые им для занятий спортом, вне зависимости, предоставляет соответствующие услуги государственная спортивная организация или частная, но при этом, что не менее важно, чтобы в обоих случая эти сервисы имели высокий уровень качества и информационной безопасности. И именно так сегодня ставит задачу Санкт-Петербург. При этом занимая в настоящее время 44 позицию в рейтинге субъектов РФ Минспорта России, ориентируясь на задачах повышения эффективности системы государственного управления отраслью, в т.ч. переходе на управление, основанном на данных, с одной стороны, и максимально оперативного создания/внедрения лучших доступных цифровых технологий в сфере ФКиС в интересах жителей Санкт-Петербурга, правительство региона ставит перед собой задачу попадания в ТОП-5 рейтинга Минспорта России уже в 2024 году. Это очень амбициозная, но очень правильная цель. При этом подчеркну, что ключевым условием успеха при таких масштабных и оперативных преобразованиях в отрасли является наличие очень сильной команды цифровой трансформации. И у Санкт-Петербурга она есть. Мы в этом убедились в рамках “Цифровой прокачки региона”, которая прошла в мае этого года.
– Что, на Ваш взгляд, нужно учитывать Санкт-Петербургу, формируя комплексный подход к цифровизации отрасли ФКиС?
– Еще раз отмечу, что то, как ставит сегодня задачи по цифровой трансформации сферы ФКиС Санкт-Петербург, заслуживает особого внимания, в т.ч. как пример комплексного подхода и верного целеполагания. Остановлюсь на двух моментах. Правительство региона рассматривает задачу цифровой трансформации ФКиС, и, соответственно, построения информационной архитектуры, как кросс-отраслевую задачу. Другими словами, регион ставит перед собой задачу интеграции данных, которые содержатся, например, в государственных системах здравоохранения, образования, социального обслуживания, иных государственных системах. Это дает возможность действительно иметь полную и объективную информацию о спортсменах, учащихся, их развитии, потенциале для принятия управленческих решений на разных уровнях, с одной стороны, с другой – дает возможность создавать единые, содержательно полные цифровые сервисы как для учащихся и их родителей, так и для тренеров. Ведь действительно, удобно же, когда мы, как родители, всю информацию о своем ребенке, его успехах видим в едином электронном дневнике как по основной общеобразовательной программе, так и по программ дополнительного образования, в т.ч. спортивной подготовке. Второе, что отмечу, это то, что регион при создании государственных информационных систем рассматривает их как единые государственные платформы, доступ к которым получают все соответствующие органы власти, местного самоуправления, подведомственные организации как сервис. Это очень важный подход, который позволяет оптимизировать затраты консолидированного бюджета при обеспечении равного высокого уровня доступа к современным цифровым сервисам. И еще отмечу, что Санкт-Петербург, прежде чем, реализовать те или иные технологии, цифровые решения, определяет целевую модель цифровой трансформации с учетом отраслевых задач, текущего статуса цифровизации и лучших доступных отечественных технологий и практик их применения. И только после этого запускает процесс внедрения цифровых решений, т.е. “цифра” является эффективным инструментом решения задач социально-экономического развития региона, а не самоцелью. И вот здесь, на мой взгляд, важно отслеживать развитие технологий и не реже чем раз в год корректировать целевые модели цифровой трансформации с учетом появления новых доступных цифровых технологий, кейсов их применения. Со своей стороны, как раз в этом вопросе мы готовы и дальше работать вместе с Санкт-Петербургом, потому что мы крайне заинтересованы в том, чтобы лучшие российские технологии максимально быстро получали свое развитие, применение в российских регионах, делающих ставку на опережающее технологическое развитие, прежде всего, в таких, как Санкт-Петербург.
– Как вы оцениваете перспективы создания сервиса, который станет единой витриной, понятной для всех участников сферы: спортивных мероприятий, заведений, спортсменов, секций и юных адептов спорта?
– Одной из ключевых задач, решаемых в рамках данного подхода, является предоставление гражданам, бизнесу качественных цифровых сервисов, в основе которых лежат полные, актуальные и достоверные данные о деятельности спортивных организаций, предоставляемых ими услугах. При этом сервисы предоставляются по принципу “одного окна”, что отвечает принципам клиентоориентированности и доступности всем жителям вне зависимости от места проживания в режиме 24*7*365. Это верный подход. В дальнейшем, на мой взгляд, важно также развивать проактивный и омниканальный подход к оказанию услуг, в т.ч. используя возможности и ресурсы цифрового бизнеса, ориентируясь на клиентский путь участников отношений в сфере ФКиС и их пользовательский опыт. Одним из итогов работы должно стать то, что получить услуги в сфере ФКиС Санкт-Петербурга, в т.ч. государственные услуги или услуги государственных спортивных организаций должно быть также легко, удобно и просто, как, например, приобрести онлайн билет в кинотеатр или заказать пиццу. С другой стороны, например, объективные данные о физическом состоянии спортсменов, результатах тренировочного процесса, результатах соревнований могут и должны быть использованы для выявления перспективных, одаренных, талантливых учащихся спортивных школ, разработки для них индивидуальных программ подготовки, ориентируясь на максимальном использовании их потенциала для высших спортивных достижений. Цифровые технологии являются отличным инструментом для решения этой задачи.