Петербургский бизнес рассказал о наиболее перспективных технологиях, которые могут трансформировать мир.
Человеку свойственно желание заглянуть в будущее, чтобы удовлетворить свое любопытство. Бизнесу приходится это делать по другим причинам: каждый топ-менеджер хочет, чтобы его бизнес процветал и развивался, а этого не достичь без понимания того, куда движется мир. Сейчас, в период быстрого технологического развития, когда меняющие мир инновации появляются не раз в 100 лет, а гораздо чаще, делать прогнозы особенно трудно. И все же участники дискуссии, проведенной в рамках Клуба Winner в ресторане Goose-Goose, выделили те технологии, которые смогут серьезно повлиять на будущее. Как оказалось, весомая их часть уже существует или разрабатывается.
Роботы, спасающие птиц и убивающие людей
Одна из самых заметных и потому привлекательных инноваций будущего связана с беспилотниками — как наземными, так и воздушными. Из фантастических фильмов они рано или поздно должны перенестись и в реальную жизнь, уверены эксперты. По словам BDM компании Simple Владимира Митюшкина, развитие беспилотного транспорта необходимо для того, чтобы повысить безопасность передвижения, обеспечить связность стран и регионов и даже — пусть и в отдаленной перспективе — стереть границы. «Уже сегодня беспилотные комбайны могут увидеть на поле гнездо чибиса и его объехать. Человек его бы просто не заметил. К тому же плюсом беспилотников является и то, что они — в отличии от многих других инноваций — не отделяют человека от социума, а наоборот», — поясняет Владимир Митюшкин.
Владимир Митюшкин (Simple) (Фото: РБК Петербург)
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин уверен, что беспилотный транспорт — это уже рутинная технология: да, ее можно и нужно доводить до совершенства, но принципиально автомобиль со времен «кривого стартера» не поменялся. Да, он стал умнее, двигается быстрее, но основные конструктивные элементы остались теми же. Так что сейчас необходимо лишь создать определенную инфраструктуру для беспилотников: умные дороги для наземного транспорта, посадочные площадки и выделенные воздушные коридоры для летающих дронов и пр. Также нужно решить ряд важных вопросов: например, определить, что делать с летающим дроном в случае выхода за определенный для него коридор — принудительно сажать или что-то еще, т.е. работы много, но это уже сегодня, а не завтра.
Станислав Казарин (Правительство Санкт-Петербурга) (Фото: РБК Петербург)
При этом участники дискуссии заметили, что к распространению беспилотников нужно подходить осторожно: слишком велики связанные с ними риски. Технический директор компании «Комита» Андрей Субботин напомнил, что уже есть прецеденты крушений самолетов глобальных производителей, что сдерживает повсеместное внедрение систем беспилотного управления в авиации. «Мы должны быть осмотрительны, — подчеркивает эксперт. — Даже чат-боты, если они обучаются без контроля человека, могут давать такие ответы, что лучше бы молчали. В случае с чат-ботом это нанесет имиджевый урон компании-владельцу, а ошибка ИИ в беспилотнике может стоить кому-то жизни».
Андрей Субботин («Комита») (Фото: РБК Петербург)
Другая опасность развития беспилотных технологий в том, что это высвободит огромное количество людей, которые ранее работали таксистами, водителями, пилотами, курьерами. Так что, если мы говорим про наших детей и внуков, то нужно сначала понять, для чего мы хотим лишить столько людей работы, чем они будут заниматься дальше и на что жить.
Однако, многие участники дискуссии заметили, что тема массовой безработицы, вызванной распространением беспилотников (как, впрочем, и других технологий) сильно «перегрета». Им просто придется переквалифицироваться, например, в операторов дронов. Директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Павел Коротин предлагает воспринимать технологии как орудия труда, которые требуют новых умений и навыков. То, что мы переживаем сейчас — аналог того, через что проходили наши далекие предки при переходе от каменного века к бронзовому. Трансформация же орудий труда приводит к появлению других профессий. Людям придется искать свое место в мире, возможно, им поможет адаптироваться безусловный базовый доход, введение которого активно обсуждается во многих странах, отмечает он.
Павел Коротин (МТС) (Фото: РБК Петербург)
От 4 к 6G и квантовым технологиям
Инвестиции в будущее наших детей и внуков — развитие сетей связи, уверены эксперты, ведь именно телекоммуникационная составляющая является фундаментом для развития большинства инноваций. Хотя часто можно услышать, что возможностей 4G для текущих потребностей людей и бизнеса вполне достаточно, есть понимание, для чего необходимо пятое или даже шестое поколение. По словам Станислава Казарина, это дополненная и виртуальная реальности, голографические технологии. К тому ж без 5G обеспечить безопасность воздушного беспилотного транспорта будет невозможно, так как в этом случае крайне важны низкие задержки в передаче сигнала, которые сети 4G обеспечить не могут.
По мнению Павла Коротина, возможны различные варианты применения 5G, поскольку с запуском нового поколения связи возникнут совершенно иные технологии и бизнес-модели. Так уже было: до запуска сетей 4G мало кто прогнозировал столь существенные трансформации бизнеса такси или Insta-бизнеса. «В перспективе при следующих поколениях связи появятся более ресурсоемкие контенты и бизнесы, а значит, нас могут ждать перемены», — убежден эксперт.
Директор по региональному развитию «МегаФона» Алексей Титов прогнозирует, что уже к 2022 году может образоваться дефицит емкости мобильных сетей, хотя технические специалисты и закладывают увеличивающиеся потребности пользователей (а это порядка 30% прироста дата-трафика за год) в планы строительства и расширения сети. Так что запуск сетей 5G даст новый толчок развитию цифровых решений и умных городов.
Алексей Титов («МегаФон») (Фото: МегаФон)
Поэтому, несмотря на то что ситуация с 5G пока развивается не так, как хотелось бы участникам рынка, с этой технологией связаны большие ожидания. Кроме того, участники дискуссии с оптимизмом смотрят и на 6G. Как рассказал директор МРФ «Северо-Запад» «Ростелекома» Александр Логинов, оператор совместно с СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича ведет проактивную работу над стандартом связи шестого поколения. Такой подход может создать благоприятные условия для развития 6G-бизнеса в будущем.
Александр Логинов («Ростелеком») (Фото: РБК Петербург)
Перспективы есть и у квантовых технологий: напомним, что первый сеанс видеоконференцсвязи по магистральному квантовому защищенному каналу между Москвой и Петербургом состоялся в начале июня. Как заметил вице-губернатор Петербурга, это уже тоже настоящее — теперь нужно сертифицировать оборудование и запускать его в коммерцию.
Инструмент геополитического влияния
Вопросы у участников дискуссии вызывает потенциал спутниковых группировок, которые, как обещают их создатели, могут покрыть бесплатным интернетом весь мир. Большинство экспертов видят в этом инструмент геополитического влияния — только в этом случае экономика проекта может «сойтись». Как заметил Андрей Субботин, мир двигается в сторону информационных войн, а спутниковые группировки — технология двойного назначения: может быть использована как во благо, так и во вред. Так что придется активизироваться в разработке средств радиоэлектронной борьбы, чтобы защититься от этого.
Конкуренции же «наземным» операторам такие спутники в обозримом будущем не составят. Павел Коротин рассказал, что в будущем значимым трендом будет edge computing или граничные вычисления, т.е. весомая доля вычислений будет проводиться не в отдаленном ЦОДе, а максимально близко (например, на базовой станции), чтобы сократить время ответа. Спутник же находится на расстоянии нескольких сотен километров, тогда как базовые станции в разы ближе — это неоспоримое конкурентное преимущество мобильной связи.
Каждому колоску — по компьютеру, а самолету — по коридору
В числе инноваций, которые могут действительно изменить мир в будущем, эксперты называют в первую очередь биотехнологии — их значимость стала особенно заметной в период пандемии. Также среди перспективных — 3D-печать органов: здесь уж кое-что сделано, но впереди еще больше открытий, способных повысить и качество жизни, и даже ее длительность.
При этом инновации должны решать проблемы конкретных отраслей или бизнесов — тогда они будут востребованы. Например, в той же медицине значимым трендом, основанным на технологиях, является персонализация. «Непрерывный сбор данных о здоровье и периодические исследования могут перевернуть подход в медицине с реактивного (лечение в случае болезни) на проактивный — предупреждение возникновения болезни. Ведь предупреждение всегда дешевле лечения. Значит, оно приведет и к улучшению здоровья популяции, и к сокращению издержек на лечение массовых болезней, и главное — к возможности перераспределить высвободившиеся средства и силы на лечение более тяжелых заболеваний», — объясняет директор по развитию услуг в Selectel Александр Тугов.
Александр Тугов (Selectel) (Фото: Selectel)
По мнению Александра Логинова, движущей силой прорывных технологий в ближайшем будущем буду два момента: обеспечение безопасности и экономия (денег, времени и т.д.) Например, «Ростелеком» в партнерстве с рядом других крупных компаний сейчас работает над проектом по созданию свободного пространства для полетов. На данный момент в авиаиндустрии есть проблема: самолеты могут летать лишь по определенным коридорам, которые ограничены точками сопровождения движения. Новые технологии позволят создать цифровую инфраструктуру, использование которой приведет к возможности организации большего числа воздушных коридоров и к прокладке более оптимальных для ряда рейсов маршрутов, а это, в свою очередь, приведет к экономии топлива, снижению вредных выбросов, сокращению времени полетов и пр.
Алексей Титов видит потенциал прорывной технологии для многих отраслей в Big Data. «Если поток информации правильно интерпретировать с помощью цифровых продуктов, то можно быстро и корректно планировать городскую среду: анализировать транспортные потоки для грамотного строительства дорог, размещения остановок и так далее», — объясняет эксперт. По его мнению, большие данные могут трансформировать ЖКХ, туристическую сферу (за счет анализа турпотоков), логистику.
Digital-директор italy&co Яна Курникова считает, что для ресторанного бизнеса, ретейла трансформирующими могут стать технологии распознавания лиц. Это позволит, к примеру, без физического контакта и максимально быстро определять, что обычно заказывает гость, как часто посещает заведение. Рынок уже тестирует подобные технологии, в том числе по распознаванию эмоций клиента, что позволит выстроить коммуникацию с ним максимально эффективно, скорректировать стратегии взаимодействия и т.д.
Яна Курникова (italy&co) (Фото: РБК Петербург)
Однако, как заметила Яна Курникова, от каких-то технологий все равно придется отказаться. К примеру, благодаря цифровизации уже есть возможность добавлять блюда в wish-лист, чтобы после прихода в ресторан сразу получать заказ. Но пока рестораны на это не идут, потому что в таком процессе теряется важная составляющая — общение. По этой же причине замена официантов роботами не лучший вариант для ресторанов.
По мнению Александра Тугова, огромный потенциал сегодня имеют так называемые цифровые помощники: «Появление виртуальных и физических персональных ассистентов приводит к высвобождению времени, которого катастрофически не хватает людям сегодня. Цифровые помощники имеют все шансы совершить прорыв с точки зрения автоматизации ежедневной рутины и выполнения однотипных задач». Так, например, бытовые роботы могут помочь с уборкой, приготовлением еды, а виртуальные ассистенты — с подбором досуга, заказом различных сервисов. Уже сейчас все это становится возможным с Google Assistant, Alexa, Алисой. В будущем же они смогут не просто выполнять поставленные задачи и команды, но и предугадывать необходимость сделать что-либо на основе предыдущего опыта и выполнять за людей все рутинные дела.
При этом эксперты напомнили, что у технологий есть и оборотная сторона, которую всегда нужно учитывать. Например, распознавание лиц и эмоций — перспективный инструмент, но может быть направлен на программирование поведения людей. Прецеденты уже есть: запущенная недавно одним из игроков банковского рынка акция, в рамках которой предлагается кэшбек за отказ от полиэтиленовых пакетов, представляет собой именно такой эксперимент. В данной инициативе речь идет про формирование экологичных привычек, но использовать технологию можно и для негативных целей. Так что, развивая прорывные технологии, нужно думать о том, какими могут быть последствия ее злонамеренного использования.
Автор: Алена Журавлева
Источник: РБК+