Интервью Соучредителя и управляющего партнера компании ИНТЕРСЕРВИС, члена Совета НП «Клуб Лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Надежды Ивановны Коротовских для проекта «Цифровая трансформация»
– Надежда Ивановна, здравствуйте! Вы являетесь не только свидетелем повсеместной цифровизации Петербурга, но и активным участником и создателем ряда цифровых проектов. Расскажите, каким Вы видите ближайшее цифровое будущее в масштабе 2024 -2030 гг.?
– На протяжении последних 10 лет я наблюдаю, как цифровые технологии с бешеной скоростью проникают во все сферы общественной жизни. Политика всеобщей цифровизации активно транслируется государством.
Летом этого года премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что цифровая трансформация в России ускоряется и до конца 2023 года затронет 40% российской экономики. В ближайшие два с половиной года в цифровой формат будут переведены все социально значимые государственные и муниципальные услуги.
Экономика становится по-настоящему «цифровой», подключенной, интеллектуальной, ее двигает целый комплекс новых бизнес-идей и технологических решений. Вокруг них и будет разворачиваться конкурентная борьба ближайшие десять лет. Тут уже действуют новые скорости, определяемые не столько движением товаров, сколько организованностью информационных процессов. Важно эти изменения принять, изучить и направить «в нашу пользу».
Безусловно, цифровизация дает множество возможностей и расширяет границы коммуникации, но вместе с тем несет огромное количество рисков. Мы должны их оцифровать, мы должны научиться с ними работать и управлять ими.
Все проекты, которые сейчас реализуются, в той или иной мере направлены именно на это. Нужно убедить людей, что изменений не стоит бояться, ими нужно уметь управлять.
Я полагаю, что период 2024-2030 года будет признан в России периодом становления цифровизации и активного внедрения технологий во все сферы экономики. Какой будет итоговая картинка – зависит от каждого из нас, мы должны вложить усилия в этот процесс.
Важно, что именно в ближайшие 10 лет существует острая необходимость создания режима правового регулирования для обеспечения безопасности цифрового общества. Поскольку именно в период становления будут определяться границы дозволенного, и их нужно четко очертить.
– Тренд на безопасность существовал всегда. Особенно это верно, если говорить о безопасности детей. Как вы в целом оцениваете ситуацию, которая сложилась на настоящий момент?
– Дети – эта главная социальная группа в зоне риска. Они намного быстрее старшего поколения осваивают новые технологии, их сложно контролировать, потому что иногда мы просто не понимаем, чем именно они занимаются в интернете.
Тут важна роль родителей, педагогов, взрослых. Во-первых, если мы даем ребенку доступ к чему-то – нужно понимать, как это работает, осознавать, какой риск оно в себе несет. Речь идет даже о банальных мультфильмах и сериалах. Многие произведения кинематографического искусства сегодня могут нанести серьезный вред психике ребенка. Конечно, запретить смотреть невозможно, потому что «все смотрят», но посмотреть вместе, а после обсудить и помочь сделать правильные выводы – наша обязанность.
Во-вторых, как бы мы ни старались уберечь ребенка, всего предусмотреть невозможно. Но вместе с цифровизацией к нам приходит множество инструментов контроля – блокировки нежелательного контента, установление лимита времени, проведенного в интернете – все это доступно для взрослого. Главное вовремя сориентироваться и применить.
Вопросам безопасности детей в Сети сейчас уделяется большое внимание и на государственном уровне. В последние месяцы активно обсуждается создание Цифрового манифеста – документа, формирующего цифровое будущее России. Он будет построен на трех основных постулатах — безопасности детей в Сети, их свободе и развитии самой индустрии цифровых технологий. Как видите, безопасность стоит на первом месте.
И вы абсолютно правы в том, что тренд на безопасность детей существовал всегда. Мы с 2014 года реализовываем проекты в данном направлении. Одно могу сказать точно – ничего не получится без родителей и педагогов. Какие бы программы мы ни придумали, сколько бы усилий не приложило государство, если родители и педагоги не будут осознанно подходить к вопросу обеспечения безопасности детей – результата мы не получим.
– Вы являетесь инициатором проекта «Защита будущего». Расскажите пожалуйста, как современное ПО работает в рамках программы выявления и профилактики групп риска в социальных сетях?
– Проект «Качество и Безопасность детства», как риск-ориентированная модель отрабатывается в Санкт-Петербурге уже два года.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Юрьевна Кузнецова поставила задачу собрать риски, которые угрожают жизни и здоровью ребенка в единую карту и сделать проектировку методов предотвращения наступления риска.
Проект «Защита будущего» мы презентовали в Великом Новгороде на пленарной сессии всероссийского проекта «Архипелаг 2035». В работе над ним было задействовано Правительство Петербурга, команда уполномоченного при Президенте России по правам ребёнка, команда Прокуратуры Санкт-Петербурга, команда Агентства стратегических инициатив, команда психологов.
Мы собрали представителей всех заинтересованных сторон, чтобы уже на старте наладить межведомственное взаимодействие.
В результате, на сегодняшний день мы имеем программный комплекс, который позволяет найти в интернете вредоносную информацию, выявить депрессивные настроения или пресечь пропаганду суицида.
Поиск таких данных происходит посредством автоматического мониторинга виртуального пространства с использованием элементов искусственного интеллекта.
С помощью этого ПО можно найти информацию депрессивного характера, что впоследствии позволит выявлять группы смерти, а также оценивать динамику суицидального контента в аккаунте потенциальной жертвы либо куратора группы.
Помимо этого, полученные данные можно использовать при проведении психологического сопровождения ребенка, который попал в поле зрения, как склонный к суициду, но в результате профессионального изучения его контента достаточной уверенности в этом не было. Его аккаунт может быть «поставлен на контроль», в ходе которого можно будет отслеживать размещаемую в нем информацию на предмет появления депрессивного настроения.
– Может ли пилотный запуск программы «Защита будущего» выйти на Федеральный уровень? И какие результаты уже есть в Петербурге?
– На региональном уровне, в Санкт-Петербурге, проект запущен и уже показывает первые результаты. Но его нужно расширять на всю Россию, поскольку мир Интернета не имеет границ, и ребенок в сети может взаимодействовать с контентом со всей страны, со всего мира.
По факту, уже сейчас программа мониторинга собирает данные о детях, не ограничиваясь привязкой к конкретному региону. Однако проблема состоит в том, что на данный момент проект не имеет четко выстроенной системы взаимодействия между регионами, все существует по отдельным блокам, соответственно, обмен полученными данными невозможен.
Именно поэтому и необходимо перевести инициативу на федеральный уровень.
Сегодня это стремится сделать наша проектная команда представителей федеральных и региональных ведомств: экс уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, ныне – заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва – Анна Кузнецова, Директор Фонда поддержки социальных проектов АСИ – Наталья Кремнева, Вице-губернатор Санкт-Петербурга – Станислав Казарин, Прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко, Руководитель РОО «Молодежная Служба Безопасности» Леонид Армер, Представители МВД, Психологических служб.
На данный момент мы видим ряд препятствий, которые необходимо решать, как на законодательном, так и исполнительном уровне. Обозначенная проблема находится на стыке межведомственного взаимодействия, поэтому для ее системного решения необходимо участие обширного круга экспертов.
В процессе работы мы выявили 54 противоречия, требующие устранения. Среди них: проблемы передачи личных данных, отсутствие единого канала передачи данных между заинтересованными структурами, ограничение закона о конфиденциальных данных, множественные «конфликты» в законах регионального и федерального уровня.
Сейчас Петербург готов взять на себя ответственность по созданию модели, разработать решения и вынести их для обсуждения в Правительство. Мы будем стремиться показать Правительству РФ, что Санкт-Петербург может создать федеральный центр по комплексному мониторингу угроз и токсичной информации в сети интернет и комплексной психологической поддержке ребенка и человека.
Мы уверены, что Анна Кузнецова, став вице-спикером Государственной Думы РФ, возьмет в работу этот проект. Потому что под ее началом он стартовал, а сейчас находится именно на той стадии, когда необходима большая работа в законодательном поле.
Интервью подготовила Екатерина Ган