12 октября на площадке «Киберпространство Монтерей» состоялся пресс-брифинг вице-губернатора Санкт-Петербурга Станислава Казарина.
Он рассказал журналистам о том, как администрация планирует проводить цифровую трансформацию городских отраслей, о трендах, проблемах и перспективах развития Северной столицы.
«Принципиальное отличие 2021 года от всех предыдущих в том, что впервые цифровизация перешла из разряда проектной деятельности в разряд национальной цели, — подчеркнул вице-губернатор. — Летом прошлого года президентом утверждены пять национальных целей, на основании которых сейчас строится вся приоритезация проектов Правительства Российской Федерации. Пятая цель — цифровая зрелость отраслей экономики и социальной сферы».
Для достижения этой цели все регионы должны были разработать свои стратегии цифровой трансформации. В Санкт-Петербурга были выбраны 11 отраслей. Речь идет о реальных проектах в здравоохранении, образовании и науке, развитии городской среды, транспорте и логистике, госуправлении, социальной сфере, туризме, культуре, строительстве, промышленности, физкультуре, и спорте. сферы туризма, культуры и спорта. Развитие этих сфер были рассмотрены на Стратегическом совете при губернаторе города. Кроме того. федеральные министерства подготовили свои отраслевые стратегии и представили их регионам. Можно сказать, что сейчас уже сформирован пул проектов, куда входят как федеральные, так и региональные инициативы. Проекты, нацеленные на цифровую трансформацию связаны в первую очередь с организационными изменениями.
По словам Казарина, принципиальная позиция губернатора Санкт-Петербурга состояла в том, чтобы Стратегия цифровой трансформации не стала очередным бюрократическим документом, а для этого необходимо организовать максимально открытое обсуждение. Поскольку генерация проектов должна идти не только от органов власти, но и от экспертного сообщества, стратегические сессии в Санкт-Петербурге с горизонтом планирования до 2030 года состоялись с участием известных экспертов. Были поставлены вопросы: «Каким будет здравоохранение в 2030 году?» «Что такое учитель и школьник в 2030?» «Куда будет двигаться общество?» Из этого сформировались определенные тренды, под которые исполнительные органы власти затем разрабатывали соответствующие инициативы. В связи с бюджетным циклом трехлетнего планирования для реализации проектов был обозначен 2024 год. В итоге на основе трендов и конкретных инициатив была выстроена определенная система.
Станислав Казарин подчеркнул, что руководящие документы предписывают использование сквозных технологий. И в дальнейшем эти технологии будут генерировать основную прибыль крупнейшим компаниям.
Какие изменения нас ждут в каждой отрасли?
Здравоохранение
«К 2030 году мы сами будем отвечать за свое здоровье. Здравоохранение становится все дороже и затратнее для государства. Эксперты считают, что государство будет стимулировать людей к прохождению профилактических осмотров, регулярным коммуникациям с врачом, использованию носимых датчиков. А для этого нужны соответствующие технологические решения. Следовательно проекты, связанные с дистанционным наблюдением за здоровьем, с телемедициной, с референсными центрами, вошли в стратегию цифровой трансформации», — сказал вице-губернатор. К 2024 году перед здравоохранением стоят задачи полной централизации, включающей электронные карты здоровья, инструменты дистанционного взаимодействия с населением, системы учета лекарственных препаратов, комплекс профилактических мер. К концу 2024 года 35% консультаций врача с пациентом будет проводиться онлайн, а доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно, достигнет 63%.
Образование
Сегодня уже существует опыт использования дистанционного образования в период пандемии. Основной вывод, который можно сделать из этого опыта: современные технологии не только позволяют нам отслеживать образовательную траекторию и текущую успеваемость, но и подсказывают родителям и преподавателям, что нуждается в доработке, что необходимо для развития гармоничной личности. Поэтому в Санкт-Петербурге развивается проект, например, по доработке личного кабинета ученика, в котором будут отражаться не только сведения об успеваемости, но и другие характеристики, описывающие навыки учащегося. Так, если ребенок успешен в сетевых играх, то потенциально он может хорошо работать в команде. По словам Станислава Казарина, к 2030 году школа будет активно конкурировать с Интернетом и улицей за внимание подростка. и у нее должны быть инструменты для этой борьбы. Кроме того, образование будущего — это открытое образование, и школа неизбежно будет выходить за пределы своего периметра, включая уроки на других площадках, например преподавание астрономии в планетарии. К концу 2024 года каждый третий урок будет проводиться с использованием современного цифрового образовательного контента, все получат бесплатный доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки.
Другой тренд нашего времени состоит в том, что сейчас ученики, имеющие высокие баллы, часто уходят после девятого класса в колледжи, чтобы получить профессиональное образование. Соответственно, вырастает конкурс в средние специальные учебные заведения, и, к сожалению, в 10–11 классах остаются те, кто недобрал баллов для поступления. Поэтому особое внимание в школе необходимо уделять профориентации.
Наука
Для молодых ученых государство предлагает широкую поддержку. Полным ходом идет трансформация институтов развития и исследовательских институтов. В финансировании этих преобразований активное участие принимает Санкт-Петербург. «Мы переходим к электронным заявкам и электронным конкурсам, цель которых — максимальная прозрачность и понятность для всех. Научные конференции, которые проводятся в городе, должны быть доступны студенческой аудитории. Город заинтересован в том, чтобы уже сегодня студенты участвовали в мероприятиях и готовили научные проекты. Также мы считаем необходимым открыть им доступ к различным электронным библиотекам», — сказал Станислав Казарин.
К концу 2024 года 15 из 25 конкурсов по поддержке научной и образовательной деятельности должны проводиться на базе Единой цифровой платформы — единого портала науки и высшего профессионального образования Санкт-Петербурга.
Туризм
Здесь видны два основных тренда. Первый — активное развитие внутреннего туризма и большое количество альтернативных вариантов, агентств и гидов, которые выпадают из поля зрения государства. По словам вице-губернатора, необходимо обеспечить безопасность и комфорт для туристов и соответствующее качество. Поэтому город заинтересован в максимальной цифровизации этого сервиса.
Второй тренд — представление Санкт-Петербурга в социальных сетях. Многие туристы, да и сами экскурсоводы постоянно выкладывают посты, популяризующие наш город. Соответственно, вырастает туристических поток, который надо учитывать при планировании развития инфраструктуры. К 2024 году будут внедрены цифровые сервисы по приобретению путешествий с учетом интересов туристов, проезду и перелету, логистике, экскурсиям, размещению и питанию.
Промышленность и строительство
Санкт-Петербург является лидером использования искусственного интеллекта в промышленности, здесь создан специальный научно-образовательный центр. Развитие промышленности напрямую зависит от уровня цифровизации производственных процессов. Немалую роль играет импортозамещение, технологическая независимость от иностранных продуктов. Поэтому, по мнению Станислава Казарина, крайне важен переход на отечественные продукты. Причем это касается как крупных, так и малых предприятий. С помощью целевых программ предоставляется финансовая поддержка нашим производителям, компенсируются затраты на разработку.
Отдельное внимание уделяется цифровизации строительства. К концу 2024 года доля государственных услуг и процедур строительной сферы, оказываемых в электронном виде, должна быть доведена до 60%. А каждый шестой объект адресной инвестиционной программы будет проектироваться и строиться с применением технологий информационного моделирования — BIM-технологий. Они позволят фиксировать все этапы — от эскизного проекта до завершения строительства и внесения всех изменений в в период эксплуатации. Государственная экспертиза также будет проходить в цифровом формате.
Транспорт
В крупных городах будет нарастать постепенный отказ от личного транспорта в пользу общественного, получит дальнейшее распространение шеринг автомобилей. Можно будет оставить свою машину на перехватывающей парковке, пересесть на метро или взять электросамокат. Стимулом станет бесплатный проезд за счет города. В онлайн-режиме будет поступать информация о дорожной ситуации в городе, о ремонте, ограничении, перекрытии дорог. В 2022 году все автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, будут оснащены системами безналичной оплаты проезда и системами видеонаблюдения, также можно будет получать онлайн-информацию об их движении по маршруту, а для оплаты проезда планируется внедрить распознавание по лицу. По словам вице-губернатора, Санкт-Петербург готовится к появлению беспилотного транспорта, в том числе воздушного. Первые пилоты начнутся после утверждения соответствующей нормативно-правовой базы.
Госуправление
Принятие решений, в том числе в госсекторе, должно проходить на основе данных и аналитических моделей. Перед руководством города стоит задача объединения данных из различных источников. В качестве примера Станислав Казарин привел анализ дневной и ночной жизни города, подчеркнув, что главным показателем будет количество потребления холодной и горячей воды. Если, например, здание демонстрирует ночные показатели, отклоняющиеся от средних по городу, то там, возможно, бурлит активная ночная жизнь и это повод для проверки.
Для того чтобы более эффективно распоряжаться городской инфраструктурой, власти нужно знать, когда жители массово уезжают из города, и эти данные можно получить у сотовых операторов.
К концу 2024 года доля государственных и муниципальных услуг в электронном виде должна составить 95%, а 25% мер социальной поддержки будет предоставляться в проактивном (беззаявительном) порядке.
Экология
Важным для Петербурга будет выстраивание ESG-баланса, обеспечивающего комфортную жизнь горожан. В 2022 году запланирован переход на модель, которая описывает источники возникновения мусора и его типы. А также правильную утилизацию, что очень важно для мегаполиса. Промышленные и медицинские отходы стали сейчас большой проблемой, поэтому проект цифровизации спецтранспорта особенно актуален для города, поскольку от этого зависит изменение качества жизни для всех. К концу 2024 года 100% средств, осуществляющих транспортировку отходов в Санкт-Петербурге, будут оборудованы системой ГЛОНАСС для контроля обращения ТКО в режиме реального времени. Также будет развиваться раздельный сбор мусора.
Спорт
Интеграция образования, медицины и спорта — существенный элемент развития общества. Регулярные физические нагрузки необходимы для сохранения здоровья каждого. В Санкт-Петербурге намечены два вектора в этом направлении. Первый —массовый доступный спорт, формирование определенной среды с информацией о расположении детских и взрослых секций, их расписанием, создание паспорта здоровья человека, с контролем доступа на фитнес и спортивные площадки, организация систем бронирования уличных спортивных сооружений для командных игр. Уберизация этой сферы, по словам Станислава Казарина, даст максимальный эффект. Второй вектор — профессиональный спорт. Будут сформированы профессиональные паспорта спортсменов с доступом к ним спортивных федераций, тренерских сообществ и медицинских организаций. К концу 2024 года планируется запустить cервис «Спортивный Петербург» — единую автоматизированную информационную систему сферы физической культуры и спорта.
Беспроводная связь
Город планирует развивать средства связи, популяризируя их среди населения, в том числе развенчивая мифы об опасности 5G. По словам вице-губернатора, чем ближе к нам находится базовая станция, тем меньше от нее излучения, и, соответственно, оно вырастает по мере ее удаления. При этом векторы антенн всегда направлены в сторону от жилых зданий. Что касается 5G и 6G — маломощных станций, то для хорошего покрытия необходима плотность их размещения.
К концу 2024 года 21% транспортной инфраструктуры будет оснащен периферийным оборудованием, поддерживающим технологию V2X — светофорные объекты, линии связи, подвижной состав общественного транспорта, детекторы мониторинга.