Директор по развитию «Академии системного анализа», эксперт по цифровой экономике Александр Белоусов в специальном экспертном проекте портала «Цифровой трансформации» Санкт-Петербурга о новых и актуальных трендах развития отечественной IT-отрасли в период санкционных ограничений.
– Ваша кратковременная и долговременная оценка ситуации на IT-рынке страны и Петербурга? Дайте, пожалуйста, благоприятный и негативный прогноз.
– Начну с того, что делать долговременную оценку происходящего достаточно сложно, так как многие переменные – неизвестны. На мой взгляд, говорить сейчас можно только о коротких горизонтах и о том, что существует в данный момент.
Агентство Gartner, учитывая макроэкономические особенности, прогнозирует рост глобального рынка ИТ в 2022 г. на 4 %, а в 2023-м — на 5,5 %. В то время, как по итогам 2021 года рост рынка был большим и составил 9,5 %. Важно отметить, что никакой рынок ИТ, Российский, или Глобальный не может расти прежними темпами, если часть рынков меняет правила игры, а другая часть оказывается закрытой. Тем не менее, тенденция к росту сохраняется и это важно отметить.
В России на конкретный период времени, благодаря волатильной ситуации, проектов становится меньше, и сильнее всего проседают проекты, связанные с «hardware» составляющей. Существующих серверных мощностей не хватает для обеспечения нужд заказчиков, вынужденно уходящих от зарубежных поставщиков вычислительных мощностей.
Тут я вижу первую точку для роста для компаний-поставщиков «железа», которые быстрее других смогут перестроить свои цепочки под существующую реальность. Они получат существенное, конкурентное преимущество. Любые изменения – время для смелых и решительных людей. Тех, кто увидит новые возможности на перестраивающихся рынках и сможет грамотно распределить усилия для достижения лучших финансовых результатов.
Сложные времена рождают сильных людей. Время лоббирования западных цифровых решений ушло, у нас на руках все карты. Совсем недавно мало кто старался делать качественный отечественный продукт, потому что купить готовый-импортный было дешевле. Сейчас есть все возможности именно для развития качественных, конкурентных продуктов в освободившихся нишах.
– Оцените масштаб и последствие оттока IT-кадров за рубеж. Какие меры противодействия данному процессу можно применить?
– По данным из разных достоверных источников, от конца февраля до начала апреля 2022 г. Россию успели покинуть порядка 70 тыс. ИТ-специалистов, в апреле же ожидается вторая волна эмиграции за границу. Однако, при этом уже зафиксированы первые возвраты Айтишников на родину. В частности, по некоторым данным, возвращаются специалисты, которые уехали в Грузию и Арабские Эмираты из-за сложностей с арендой жилья, поиском работы и других нюансов. Как выясняется, не все были готовы к релокации.
Помимо этого, можно уже сейчас спрогнозировать вторую волну возвратов. Думаю, она начнётся примерно через полгода, когда уехавшие специалисты по закону перестанут быть резидентами нашей страны. Для тех, кто продолжит при этом получать зарплату в РФ, будет вычитаться из суммы дохода 30% НДФЛ вместо текущих 13%, что существенно ударит по их карману.
А сегодня HH.ru сообщает, что за март месяц доля резюме кандидатов, готовых переехать, превысила 40%. Больше всего ИТ-специалистов привлекают Северная Америка, Европа, затем Грузия и Армения. Данные подтверждаются опросом, сделанным в конце марта на «Хабр-карьера». Популярностью у большинства опрошенных программистов пользуются: Европа (45%), Грузия (10%), страны Азии (9%), Турция (9%) и Армения (6%).
На фоне оттока кандидатов, по данным того же HH.ru с 21 по 27 марта 2022 г. в России было открыто почти 95 тыс. вакансий в ИТ-отрасли, что на четверть меньше, чем месяц назад. Зарплатные ожидания кандидатов также начинают выравниваться и становятся ближе к тому, что предлагает работодатель.
На мой взгляд, главной мерой противодействия оттоку ИТ-кадров за рубеж для любого Российского работодателя должно стать внимание к своим подчиненным и кадровым процессам, мониторинг внутреннего состояния коллектива и каждого отдельного сотрудника. Могут помочь формы обратной связи, личные встречи с руководителями подразделений, обсуждение стратегий развития компаний. Люди должны чувствовать свою нужность и причастность к жизни компании, им необходимо снять напряжение и обрести уверенность. Нужно понимать, что многие из них до сих пор не отошли от стресса пандемии Covid 19, а новые испытания могут также существенно влиять на работоспособность.
– Были ли у Вас или Ваших коллег случаи, когда спонтанно уехавшие специалисты возвращались? Или просили их вернуть на прежнее место работы? Слышали ли Вы оценки качества жизни, доходов, налогового бремени, отношения к приехавшим в другие страны от IT-специалистов, которые недавно покинули Россию? Какие основные трудности они сейчас переживают?
– Как мы уже обсуждали выше, я согласен с экспертами, предсказывающими возврат значительной части уехавших специалистов в пределах двух-трех кварталов. Переезд на ПМЖ в другую страну – это не отпуск и не командировка. Многие люди принимают решение о миграции спонтанно, по принципу «Там хорошо, где нас нет», но одно дело, когда специалисту поступает качественный оффер с полным сопровождением переезда. И совсем другое – когда люди действуют согласно туманному плану «переждать это все в Ереване», находят работу через знакомых, или группы в телеграм, а по приезду всё оказывается не так радужно.
Даже качественный оффер не всегда защищает трудового мигранта от дополнительных затрат на переезд, множества юридических тонкостей, сопровождающих регистрацию и проживание в чужой стране, не говоря уже про обустройство и решение бытовых трудностей. Зачастую люди оказываются в гораздо более уязвимом положении, чем ожидали, переезжая из России.
Об условиях для переезда написано многое, и это скорее вопрос к тем же специализированным группам в «Телеграме». Общая известная мне тенденция во всех популярных точках трудовой миграции наших ИТ-специалистов: жилье подрожало в 2-3 раза, а оплату берут минимум на полгода вперед. Об этом люди узнают уже на месте. Как минимум, это уже негативный фактор.
– Ваше мнение: какие меры наиболее эффективной поддержки со стороны государства должны быть максимально быстро приняты для стимулирования отечественной IT-отрасли и препятствия оттока кадров из России?
– Про значимые меры поддержки ИТ отрасли хорошо и правильно пишут официальные источники Минцифры России. В ведомстве на постоянной основе налажена обратная связь с ИТ-отраслью, необходимая «нормативка» принимается оперативно. Отдельно на принятых мерах останавливаться не вижу смысла, уверен, все читатели данной статьи давно и хорошо с ними знакомы.
От себя считаю, что существует необходимость в донесении информации до конкретных получателей мер поддержки на понятном им языке. Например, в формате коротких видеороликов, чтобы и Студенту, и Руководителю разработки было понятно, как и где получить отсрочку от армии, или льготную ипотеку, какие документы для этого требуются, сколько времени занимает их подача?
Что касается грантовой поддержки, насколько мне известно, регулятор максимально упрощает процедуру её получения, об этом также стоит рассказать на доступном для потенциальных получателей языке, в формате «без купюр».
В России люди очень чувствительные, быстро понимают подвох и надолго его запоминают. Открытый диалог власти и каждого члена ИТ-сообщества, выполнение своих обещаний, будет лучшим гарантом наращивания кадрового потенциала нашей родины. Онлайн-площадкой для такого диалога вполне может стать Портал Госуслуг, но необходимы и встречи с профессиональным сообществом в формате живого общения.
Также, для сохранения кадрового потенциала считаю необходимым развитие рабочего механизма профсоюзов и трудовых объединений. Такие объединения должны стать гарантом комфортных условий труда Российского ИТ-специалиста.
Подготовила Екатерина Ган