Интервью с директором программы “Повышение производственной эффективности” госкорпорации РОСАТОМ Александром Курниковым.
— Александр Викторович, сейчас многие государственные процессы идут рука об руку с цифровизацией. Расскажите пожалуйста, как процесс Цифровой трансформации влияет на переход государство к бережливому управлению? Где эти процессы пересекаются?
— Эти процессы пересекаются на все 100%. Наша задача в проекте, направленном на повышение эффективности управления, связать эти понятия.
Во-первых, если мы будем разбирать процессы уже существующие, то любой из них вначале должен быть описан. Далее мы должны убедиться, что этот процесс удовлетворяет запросам потребителей. Если же нет, то его надо привести в порядок, убрав все потери и максимально увеличив время его протекания. И только после этого мы его должны еще больше ускорить его и стандартизировать «цифрой».
Эта последовательность единственно правильная. Наши проекты направлены на скрупулезное описание процесса, наложение его текущего состояния на карту. После мы ищем возможности для ускорения организационными методами, что обычно не требует финансовых затрат, определяем целевое состояние и немедленно приступаем к реализации мероприятий для достижения этой цели. Только в этот момент можно определиться с техническим заданием на цифровизацию, которое обеспечит минимальные затраты и максимальную удовлетворенность потребителя. Именно на этом этапе, «цифровики» предлагают дополнительные решения, которые еще больше ускоряют процесс.
Во-вторых, касательно новых, прорывных процессов, сразу оцифрованных, которые должны быть созданы вновь, для замены старых неэффективных. Здесь подход похожий. Для того чтобы создать новый цифровой продукт, необходимо понять, почему и где неэффективен старый процесс. А это тот же скрупулезный анализ, нахождение новых решений. Как без описания существующих процессов можно это сделать? Никак!
Как раз одна из задач проекта «Эффективный регион» и состоит в соблюдении правильной последовательности перехода к «цифре», которая, в итоге, должна кардинально изменить процессы управления.
— Каким Вы видите цифровое будущее РФ через 10 лет? Давайте попробуем оценить процессы, происходящие в стране сегодня, и сделаем прогноз.
— Давайте попробуем сделать прогноз, применительно к процессам управления, связанным с обращением граждан.
Из того что мы сейчас наблюдаем при работе, самая большая проблема в этом процессе — это формальные ответы, которые, условно говоря, посылают спрашивающего «по кругу», приводят к дополнительной, зачастую, лишней работе и при этом не решают поставленной гражданином задачи.
Разумеется, чиновники поступают так не ради лишней работы, а потому, что процессы подробно не описаны, и не всегда есть возможность верно оценить, кому следует поручить решение конкретной задачи. Получение ответа или необходимого решения также усложняется фактом, что многие вопросы затрагивают сразу несколько органов власти. При этом на каждый ответ есть свои временные нормативы, что задачи отнюдь не облегчает.
Именно из-за этого мы раз за разом, при ежегодных общениях Президента с гражданами, видим «сюрпризы», которые Президент решает своим устным распоряжением и постановкой решения проблемы «на контроль». Сразу мобилизуются все задействованные в решении органы власти, вручную и быстро ищут как решить проблему, выстраивают процесс для этого, находят, если это необходимо, и межотраслевые связи.
Но давайте вернемся к нашему прогнозу. Работая над обеспечением прозрачности процессов, о которой я говорил, отвечая на первый вопрос, повышая межфункциональное взаимодействие для решения общей задачи, «цифруя» последовательно все процессы, мы должны увеличить скорость решения проблемы через 10 лет в 10 раз! При существующем нормативе времени на ответ в 30 дней (как правило), граждане должны получить решение за 3 – это наша задача. И ответ должен быть четким и понятным с первого раза. При этом мы понимаем, что вряд ли уменьшится количество обращений. Мы прогнозируем их рост, так как и уровень запроса на качество жизни будет только расти.
— Какие направления для цифровизации наиболее близки Вам как жителю мегаполиса, а какие – как руководителю программы Повышение производственной эффективности? Пересекаются ли они?
— В силу профессиональной деятельности мой взгляд всегда заточен на поиск проблем в любом процессе. Мне нравится работа, которой я занимаюсь, и поэтому невозможно за ее рамками отключить свой «рабочий» взгляд от того, что происходит вокруг в любое время. Поэтому, если говорить о пересечениях, то пересекаются.
Больше всего меня как жителя города беспокоит проблема «замирания транспортных потоков» – пробки. Если говорить о планах городской администрации «по расшивкам узких мест» – работа ведется, средства выделяются. Другой вопрос – как? Я сейчас не о конкретном городе, а в целом о мегаполисах: где-то ситуация хуже, где-то лучше. Но меня заботят конкретные факты, которые, я уверен, видят все.
Жизненный пример: представьте, дорога перекрыта на ремонт или реконструкцию, движение в одну полосу, вместо двух-трех, пробка растянулась на километры. Но когда ты проезжаешь мимо места предполагаемых работ, на перекрытой части не видно рабочих, либо на всем перекрытом километре работает один экскаватор и 2 человека.
Жизнь вокруг замерла, дым из выхлопных труб, а организация реконструкции на нуле. А знаете, в чем кроется причина подобных происшествий? В том, что норматив времени на реконструкцию никто не проверял. Процесс не описан, последовательность действий не стандартизирована. Сколько техники, сколько людей надо для того, чтобы работу провели безболезненно и быстро для автомобилистов? Кто это оценивал? Запланированы ли объездные пути? Как проинформировали участников движения? И возникает еще очень много вопросов, пройдясь по которым можно составить план оптимизации.
Хорошо, что «цифра» в навигаторе помогает выбрать маршрут. Но согласитесь, этой помощи в данной ситуации недостаточно. Если процесс реконструкции или ремонта дороги подробно описать при подготовке, учесть главный критерий – срок и минимальное бездействие на огороженной территории, а также – поставить на контроль выполнение работ с видео фиксацией, работа будет делаться быстрее и качественнее. А в случае отклонения – будут приниматься дополнительные меры для возвращения к срокам. Вот в этом случае будет на уровне эффективность работ, и цифровизация в этом поможет. В целом, очень хотелось бы реализовать проект в этой области.
— Расскажите о важности тайм-менеджмента в масштабах предприятия. Какие процессы чаще всего приходится менять?
— Любое предприятие – сложнейший механизм. И этот механизм должен быть настроен как часы изначально при проектировании предприятия. При этом технолог должен разработать стандарт производства работ, производственный работник должен его выполнять, закупщик – обеспечить поставку комплектующих, логист – обеспечить доставку, плановик – разработать план, обеспечив синхронизацию производственных участков и т.д.
Сколько бы я не перечислял участников этого мегапроцесса, руководителя здесь не назову. Основная задача руководителя – это реагирование на отклонения от запланированного порядка действий и работа над постоянными улучшениями, развитием для обеспечения конкурентоспособности участка, корпуса, предприятия.
Когда приходишь на среднестатистическое предприятие и задаешь вопрос руководителям разного уровня об их основных обязанностях, то в 80% случаев получаешь в ответ: «Выполняю план». Ни о каких улучшениях процессов речи не идет. Руководителей затягивает постоянная работа по отклонениям, ни времени, ни сил на другое не остается.
Основная проблема, которую приходится решать – освобождение времени руководителей для работы над улучшениями процессов. В основном, коренная причина постоянных отклонений – это все те же нестандартизированные процессы. Причем стандартизировать необходимо все процессы: основные производственные, вспомогательные, поддерживающие. Приходится перестраивать всю систему производства. Начинаем, конечно, с картирования потока производства с нанесением всех логистических связей. Выявляем потери, намечаем целевое состояние и т.д. На серьезную перестройку процессов на всем предприятии уходит не менее 3 лет, и это время зависит от воли руководителя.
В итоге стандартизация процессов, приведение нормативов в соответствие с фактическим состоянием позволяет, в первую очередь, приблизиться к хорошему планированию, которое на этом этапе можно «цифровать», получая дополнительный выигрыш в ресурсах и возможность автоматизированного контроля выполнения задания.
Подобную работу мы всегда проводим с точки зрений максимальной открытости и правдивости: озвучена проблема – найдено оптимальное решение, в котором будут максимально уверены сотрудники. Данный процесс позволяет освободить время руководителей для масштабной работы над новым этапом улучшений. А главное – происходит мобилизация работников для решения такой глобальной задачи, как перестройка производственной системы предприятия, что объединяет весь коллектив.
Интервью подготовила Екатерина Ган