Интервью с Анастасией Цителовой, одним из авторов интересного VR-проекта «Дом Рона Уизли». Анастасия — выпускница бакалавриата образовательной программы «Компьютерные технологии в дизайне» факультета программной инженерии и компьютерной техники (ФПИиКТ) НИУ ИТМО, нынешняя студентка магистратуры НИУ ИТМО «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити», лауреат конкурса лучших выпускных квалификационный работ НИУ ИТМО.
В создании VR-игры «Дом Рона Уизли» также участвуют студент ФПИиКТ НИУ ИТМО Артем Дзюба и директор Центра юзабилити и смешанной реальности НИУ ИТМО Артем Александрович Смолин.
– Анастасия, расскажите, какие у Вас были ещё проекты до «Дома Рона Уизли»?
– До «Дома Рона Уизли» я участвовала в групповой разработке VR в рамках предмета в университете. Вместе с одногруппниками мы создавали арт-проект «Коридор». Он заключался в формировании сквозного единого пространства (коридора), которое с помощью взаимодействий разного характера вызывает у пользователя дискомфорт. В остальном реализовывала небольшие проекты в рамках обучения, но сложно выделить что-то конкретное.
– О каком проекте мечтаете?
– Во многом игра «Дом Рона Уизли» и была проектом моей мечты. В основном интересующей меня деятельностью является 3D-моделирование. Поэтому больше всего мне нравится компьютерная реальность с красивыми атмосферными локациями с большим количеством деталей. До «Дома Рона Уизли» у меня была мысль реализовать ходячий замок из одноимённого аниме Хаяо Миядзаки, но побоялась брать такой масштабный проект в качестве диплома.
– Какие перспективы развития Вы видите у виртуальной реальности?
– Перспектив очень много в разных отраслях. В индустрии развлечений, как мне кажется, очень большой скачок произойдёт, когда VR-шлемы станут более массовыми. Сейчас любое игровое приложение для VR предполагает очень небольшую аудиторию. Тем не менее, именно VR позволяет разработчику создать уникальный опыт для пользователя.
Особенно я вижу перспективу для технологии в образовании и сфере культуры. На многих выставках уже сейчас используют VR-шлемы. Думаю, со временем это станет очень массовым. Особенно, мне кажется, это актуально для исторических музеев, так как виртуальная реальность может помочь передать атмосферу какого-то места, времени или события намного ярче, чем любая экспозиция.
В сфере образования перспективы также безграничны. Мне кажется, очень многие учебные модели были бы увлекательнее и понятнее в VR. Также очень полезна технология в сфере медицины, но здесь мне сложно выделить конкретные области. Из интересных разработок я знаю, что у нас на кафедре делали проект, который позволял пациенту заранее побывать в операционной в VR, что значительно снижало его стресс во время операции.
– Почему Вы выбрали виртуальную, а не дополненную реальность для дипломного проекта?
– У меня даже не стояло такого выбора. Я сразу знала, что хочу создать какое-то свое уникальное пространство, а VR является для этого наилучшим инструментом. На самом деле, здесь большое спасибо моему руководителю Смолину Артёму Александровичу и моему коллеге Дзюбе Артуру, они помогли использовать возможности VR-технологий на максимум.
– С какими главными сложностями столкнулись при реализации проекта?
– Много сложностей возникало из-за неопытности. Многие вещи пришлось усвоить и узнать прямо в процессе работы над проектом. Из-за этого часть времени тратилась на переделывание ошибок на предыдущих этапах и на долгие поиски информации.
Также были ограничения, связанные со сроками, поэтому нужно выбирать не только эффектное решение, но и подходящее нам по сложности и времени реализации. Например, для внедрения управления жестами моему коллеге пришлось изучить несколько различных технологий для управления, а также часть времени ушла просто на тестирование и понимание того, как мы сможем внедрить те или иные решения.
Еще некоторые сложности возникли с доступом к иностранным сервисам из-за санкций. К счастью, почти нигде это не стало серьёзным препятствием, но очень сильно усложнило работу.
– Видите ли Вы применение VR, AR в государственных услугах?
– Думаю, применение всегда можно найти, вопрос того, насколько это оправдано на данный момент. Во всех сферах, которые я перечислила выше, уже точно можно пытаться внедрять подобные технологии.
Но, думаю, с массовостью может возникнуть много технических сложностей. Например, трудности с обучением персонала, который должен будет включить в работу своей больницы/музея/школы/университета и проч. использование VR.
– Оказывает ли какую-либо поддержку государство молодым разработчикам VR, AR?
– Я реализовывала проект в рамках оплачиваемой Научно-исследовательской работы (далее сокращенно «НИР») в университете, наверное, это можно считать формой поддержки. Но здесь, полагаю, стоит учитывать общую картину, а не мой личный опыт, поэтому мне трудно оценить, насколько поддержка ощутима для других VR-разработчиков. Знаю, что сейчас создаются различные кружки по изучению VR. Опять же, у нас в университете есть лаборатория VR и AR.
– Какие меры поддержки, на Ваш взгляд, стоит ввести государству?
– Из очевидного: кружки, конкурсы проектов и гранты. Кроме того, я считаю, что целесообразно вкладываться в развитие своих VR-шлемов, сервисов и ресурсов.
– Участвовали ли Вы в каких-либо профессиональных конкурсах для разработчиков? В каких?
– Участвовала в арт-фестивале цифрового искусства и разрабатывала проект для музея Римского-Корсакова.
Из конкурсов не для разработчиков, — в процессе НИР с данным проектом участвовала в конференциях. Также подавала заявку на грант от Комитета по науке и высшей школе. И получила лауреата III степени на конкурсе лучших ВКР в университете ИТМО.
– Работаете ли уже по специальности?
– В прошлом году работала в университете в рамках оплачиваемой НИР. На данный момент не работаю.
– Собираетесь ли Вы поступать в магистратуру?
– Да, уже поступила в магистратуру университета ИТМО «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити».
– Как можете оценить Ваше бакалаврское образование? Вы больше самостоятельно изучали VR или в университете?
– В целом, я образованием очень довольна. Но именно в сфере VR скорее были предметы, которые подталкивали к самостоятельному изучению. Тем не менее, на дисциплине «Виртуальная и дополненная реальность» нам предложили взять проект и потом помогали его реализовывать с помощью консультаций. На самих занятиях мы, в основном, обсуждали, как правильно формировать и развивать проект, а технические вещи осваивали самостоятельно.
– Как Вы думаете, стоит ли что-то изменить в системе образования по направлению VR-технологий? Нужно модернизировать университетскую программу?
– Мне сложно сказать за остальные программы. Лично для меня, возможно, не хватило более подробных объяснений про то, как непосредственно запрограммировать какой-то проект для VR, хотя бы на каком-либо примере.
– Вы обучались на каких-либо дополнительных курсах?
– Только на бесплатном интенсиве по 3D-моделированию и дополнительно занималась английским. Для проектной деятельности хватало университетских знаний и информации из открытых источников.
Беседовала Людмила Вельниковская