Интервью с одним из основателей аналитического агентства iKS-Consulting, партнером компании Татьяной Толмачёвой для проекта «Цифровая Трансформация. Санкт-Петербург».
— Татьяна, добрый день. Вы изучили опыт создания «Умных городов» по всему миру. Расскажите, что от данного процесса получают горожане? В чем плюс и польза цифровой трансформации для обычного жителя?
— Многие горожане в РФ, в том числе москвичи и петербуржцы, уже активно пользуются результатами реализации проектов «умных городов». Самое интересное, что не всегда граждане это осознают. Мы записываемся на прием к врачу в любом месте и в любое время. Мы выстраиваем сложные транспортные маршруты по городу, точно зная, сколько времени займет наша поездка. Мы рассчитываемся одной единственной транспортной картой, пересаживаясь с одного типа общественного транспорта на другой. Родители могут отслеживать успехи в школе своих детей в режиме реального времени. И перечень таких сервисов, уже ставших привычными и обычными, можно продолжать и дальше. Мне, как москвичке, доступно несколько сотен разных цифровых сервисов. Только выезжая в населенные пункты, где пока еще не реализуются проекты «умного города», начинаешь понимать, что пока такие сервисы только роскошь, а не повсеместный стандарт.
Это все приводит к мысли, что сервисы «умного города» обеспечивают удобство, простоту и комфорт при решении разных задач нашей повседневной жизни, а значит и новый уровень качества жизни в городе.
Важно понимать, что за простотой и обыденностью этих сервисов стоят комплексные технологические решения, огромный штат специалистов, достаточно серьезные финансовые вложения в инфраструктуру и разработки.
— Как интернет вещей может помочь в таких масштабных сферах как ЖКХ, здравоохранение, экология?
— Интернет вещей – это технология, которая обеспечивает коммуникации и передачу определенной информации между физическими объектами без участия человека. Уже сейчас эта технология активно используется во многих сферах городской жизни. Привычным стали уже городские видеокамеры, которые решают задачи безопасности горожан.
Или, например, возможность контролировать в режиме реального времени работу коммунальной техники, которая обеспечивает чистоту в городе или уборку снега.
Приборы учета коммунальных ресурсов могут сами передавать показания о потребленных ресурсах без участия самих жителей, делая наши расчеты с ресурсоснабжающими организациями более прозрачными.
Потенциальных сфер применения этой технологии достаточно много.
В здравоохранении даже появился термин интернет медицинских вещей. Причем спектр применения таких решений как в интересах медицинских учреждений и в них работающих медицинских работников, так и в интересах пациентов, достаточно широк.
Например, можно отслеживать загрузку и работоспособность дорогостоящего медицинского диагностического оборудования.
Или возьмем, к примеру, медицинские гаджеты, датчики, различные измерители, которые могут сами без участия человека передавать различные параметры его жизнедеятельности. Можно представить, какая это помощь при наблюдении за хроническими больными или пожилыми одинокими людьми. Ведь такой мониторинг позволяет вовремя принимать меры в случае каких-либо экстренных ситуаций, возможно даже спасти жизнь.
— Какие решения для Российских мегаполисов и регионов вы считаете оптимальными и готовыми к внедрению? Или европейский опыт так или иначе нужно изменять под нашу действительность?
— В России уже разработано и внедрено достаточное количество решений «умного города», которые доказали свою работоспособность и эффективность. И разработки продолжаются, решения совершенствуются. Они обязательно будут тиражироваться в разных российских городах. Ведется даже «Банк данных решений умного города».
Создание типовых решений и их тиражирование – важное условие для снижения стоимости самого решения, для формирования стандартов сервисов по качественным и функциональным характеристикам.
Европейский опыт для нас интересен, но в любом случае все иностранные разработки требуют локализации (язык интерфейса, учет наших локальных процессов, соответствие российским законам, др.)
— Какое значение имеет развитие инфраструктуры хранения данных для создания “Умных городов” на Ваш взгляд?
— Без наличия инфраструктуры для хранения и обработки данных построить «умные город» не получится.
Давайте посмотрим на свой опыт: каждые несколько лет нам не хватает либо оперативной памяти наших гаджетов, либо производительности наших компьютеров, ноутбуков или планшетов, чтобы быстро, без задержек использовать какие-то приложения, открывать компьютерные программы, работать с вычислительными ресурсами и памятью наших устройств в нормальном режиме.
Представьте теперь, сколько подключенных физических устройств появится в городской среде, и сколько данных эти устройства будут генерить.
«Умный город» – это единое информационное пространство, в котором взаимоувязаны все государственные и городские информационные системы.
А ведь ожидается, что «умный город» будет предиктивным: он сможет предвосхищать наши действия и предлагать свои сервисы не по обращению, а по факту наступления определенной ситуации, вести «по жизни» своего гражданина с момента его рождения. Предиктивность умного города будут обеспечивать технологии искусственного интеллекта, аналитики больших данных, для которых производительные вычисления на высокой скорости критически необходимы.
Это означает, что для бесперебойного и своевременного функционирования «умного города» требуется значительный объем памяти для того, чтобы хранить данные с многочисленных физических объектов, и производительность вычислительных ресурсов для того, чтоб обрабатывать эти данные (например, нужно найти в записях камер видеонаблюдения определенного человека).
Все это могут обеспечить многочисленные сервера, инженерное оборудование для бесперебойной работы этих серверов, платформы для создания услуг и приложений. И все это вместе называется инфраструктура хранения данных.
Так что инфраструктуру для хранения данных можно назвать сердцем и мозгом «умного города».