Вчера в Мурманске в рамках III Всероссийского форума по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город. Новые вызовы» состоялась стратегическая сессия «БВС как инструмент эффективного управления умным городом». В работе Форума приняли участие представители Правительства России, федеральных и региональных органов исполнительной власти, госкорпораций, отраслевых ассоциаций, а также представители бизнеса.
На сессии были подняты вопросы по решению проблем, препятствующих развитию использования беспилотных воздушных судов для задач города. Участники сессии обсудили необходимость внесения изменений в текущее законодательство, способных снять существующие административные барьеры.
О потенциале беспилотных воздушных судов в развитии Санкт-Петербурга выступил с докладом вице-губернатор Станислав Казарин.
Он сообщил, что несмотря на прирост выданных разрешений на полеты БВС ежегодно на 50%, Северная столица нуждается в развитии этих цифровых сервисов. В настоящее время на постоянной основе с использованием БВС осуществляются услуги, связанные с аэрофотосъемкой, охраной общественного порядка, мониторингом крыш и проведением Live-съемки различных мероприятий таких как «Алые паруса», День ВМФ, Парад Победы и др.
Несмотря на то, что часть услуг с использованием БВС уже применяется в развитии города, имеется довольно обширный ряд сервисов, который в силу наличия административных барьеров, не может быть выполнен в текущих законодательных условиях. Такими востребованными сервисами являются использование беспилотных воздушных судов в градостроительном 3D-моделировании, создании интерактивных высокоточных моделей достопримечательностей, мониторинге снежного покрова и наледи, вывоза и установки мусорных контейнеров, доставке грузов, в том числе медицинской, контроле дорожного движения, противопожарном мониторинге лесных массивов и другие. Особую заинтересованность для города представляется развитие сети дронопортов на этапе «последней мили» для целей доставки писем, заказов с маркетплейсов, безрецептурных лекарственных препаратов и тд.
По словам Станислава Казарина, Санкт-Петербург заинтересован во включении сервиса для БВС в каталог цифровых сервисов города и запуске экспериментально-правового режима для снятия барьеров в эксплуатации дронов на специально выделенных территориях. API Fly Drone опубликован в каталоге городских сервисов api.petersburg.ru и позволяет разработчикам создавать свои сервисы, формировать документы и автоматизировать полеты. Это минимизирует время для получения разрешения использования беспилотных аппаратов в городе.
«Для нас безопасность – максимальный приоритет в развитии беспилотного воздушного сообщения. Мы стремимся к тому, чтобы риски, связанные с эксплуатацией беспилотных воздушных судов, должны быть снижены до приемлемого уровня. Мы готовы вести мониторинг обнаружения, сопровождения, идентификации беспилотных воздушных судов, выявлять потенциально опасные полеты над городом и примыкающими к нему районами, предоставлять информацию заинтересованным пользователям», – заявил Станислав Казарин.
Вице-губернатор напомнил, что развитие беспилотного транспорта заложено в Стратегию цифровой трансформации Санкт-Петербурга, которую в прошлом году утвердил Губернатор Александр Беглов.
В настоящий момент уже подписано соглашение о взаимодействии по развитию городской аэромобильности между Правительством Санкт-Петербурга, компанией «Флай Дрон» и НПО «Алмаз», разработан проект программы экспериментального правового режима и направлен на рассмотрение в Министерство экономического развития. В работе регуляторной «песочницы» будут принимать участие компании «Аэромакс», Мегафон Северо-Запад, «ВНИИРА», «Геоскан» и НЦВ Миль и Камов.