Интервью с Директором НОЦ “Информационные и социальные технологии в медицине” Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Минздрава РФ, Основателем и научным руководителем Школы Открытого диалога Дмитрием Шаменковым для проекта «Цифровая трансформация».
- Дмитрий, добрый день! Вы выступали в качестве эксперта стратегической сессии Цифровой трансформации Санкт-Петербурга, и в числе прочего, отметили, что особое внимание в новой цифровой реальности нужно уделить сохранению социальных связей. Расскажите подробнее о том, как Вы это видите.
Во-первых, социальные связи чрезвычайно важны для здоровья, успеха в жизни человека. Способность формировать связи, и развиваться в них — это ключи к личной эффективности и здоровью.
Цифровая реальность, казалось бы, облегчает формирование новых связей, то есть, создает инструменты, с помощью которых мы можем поддерживать контакт на расстоянии, поддерживать достаточно много связей. С одной стороны это очень полезно и здорово, а с другой – в ходе цифрового обмена информацией мы взаимодействуем преимущественно удаленно, при этом возникает дефицит живого эмоционального общения, что может приводить к сложностям к передаче эмоционального состояния. Эмоции, будучи невыраженными, накапливаются.
В условиях сетевой революции также растет интенсивность коммуникаций – мы теперь включены онлайн 24/7 365 дней в году, скорость передачи информации увеличивается, растет объём коммуникаций — как следствие, у людей возникает больше чувств и переживаний, больше эмоций, чем в обычной коммуникации.
К чему это приводит в целом? С одной стороны, увеличение связанности, увеличение количества коммуникаций вроде бы полезно и направлено на борьбу с одиночеством, повышение эффективности деятельности, с другой — вследствие дефицита живого общения и высокой эмоциональной нагрузки на фоне низкой эмоциональной компетентности, табуирования сложных, эмоционально заряженных переживаний, мы выпадаем из эмоционального контакта и отдаляемся друг от друга, возникают проблемы коммуникации — мы общаемся, но не слышим друг друга и не доверяем.
Поэтому в условиях цифровой трансформации необходимо создание системных механизмов предотвращения эмоционального выгорания, нацеленных на сохранение здоровья людей, повышение эффективности их деятельности, восстановления здорового общения.
Системные механизмы, о которых идет речь — это создание социальной среды, наполненной образовательными программами, ориентированными на обучение эмоциональной компетентности, социальной чувствительности.
Справочно: Социальная чувствительность – это навык осознания, интеграции и выражения своих чувств, а также понимания чувств и переживаний людей, находящихся рядом
Именно навык социальной чувствительности помогает, во-первых, оживить цифровую коммуникацию, во-вторых, легче входить в живое взаимодействие в повседневности. Соответственно, если люди будут подготовлены, если система образования будет давать доступ к достаточному объёму практик и знаний, нацеленных на развитие эмоциональной компетентности, способности работать в группах, то это окажет благоприятное влияние как на онлайн-коммуникации, так и на живые коммуникации в целом.
Добавлю, как еще можно улучшить коммуникацию — я считаю, что обществу сегодня требуются специально обученные люди, которые могут фасилитировать групповую работу, взаимодействие в сообществах; стимулировать групповое обсуждение разных прикладных задач, которые стоят перед людьми.
Для людей, которые оказываются в сложном положении, болеют, нуждаются в поддержке, нужны помощники — социальные интеграторы. Эту функцию, конечно, могут взять на себя социальные работники, но важно понимать, что самостоятельно, без системы, даже получив дополнительное образование, они вряд ли справятся с этой задачей. Нужна системная программа формирования социальных сред, состоящих из людей, которые проживали или проживают похожие проблемы, владеют контактами других людей и готовы общаться, поддерживать друг друга. Социальные интеграторы — это как раз люди, которые будут собирать такие группы вокруг себя, будут способствовать формированию таких групп вокруг других людей.
Если резюмировать все вышесказанное, самое важное сегодня — это остро стоящая необходимость профилактики эмоционального выгорания, для чего необходимо системно развивать навык социальной чувствительности и эмоциональной компетентности. Это база, без которой любая коммуникация будет проблемной. Особенно в условиях цифровой трансформации, сетевой революции, когда растет коммуникационная и эмоциональная нагрузка.
Людям надо учиться переваривать возрастающий объём переживаний, потому что иначе получится, что цифровая реальность, которая, казалось бы, призвана решать проблемы общества, создаст эти проблемы и, как следствие, дополнительный стресс.
Я считаю, что основную роль здесь должна сыграть система образования. Она должна учить людей этим базовым навыкам общения в новой реальности, должна учить их работать совместно. Это очень важно. Мне кажется, что сегодня это основное.
- Вы называете ряд негативных физиологических аспектов одиночества. В цифровом мире какие социальные группы наиболее подвержены риску остаться один на один со своими задачами и проблемами? Что можно сделать, чтобы этого не произошло?
Это те группы и те люди, которые плохо умеют коммуницировать, держатся за опыт прошлого, привязаны к жестким убеждениям, жесткой системе (модели) мира, к «своей правде», так сказать. Это группы, у которых очень невысокий уровень гибкости, которые, наверное, где-то консервативны в своем самоопределении и на стремительно меняющийся мир реагируют сложно, с опасением, как на угрозу жизни.
Что с этим делать? Развивать социальную и эмоциональную компетентность. То есть, это должна быть системная образовательная программа, которая будет работать как повышение квалификации для сотрудников, так и обучение для студентов и педагогов, лиц помогающих профессий.
Чем шире будет сформирован новый подход к развитию и обучению эмоциональной и социальной компетентности, тем лучше для общества.
- Какие умные социальные функции следует добавить российским умным городам, чтобы по возможности избежать погружения в одиночество отдельных индивидуумов?
Мне кажется, в любом случае должна быть определенная система мониторинга деятельности человека, его связей. Важно научиться выявлять людей, которые не имеют родственников, не имеют связей, не интегрированы в общество. Для них следует делать адресные программы ресоциализации, поддержки. Нужно предлагать таким людям разного рода социальные проекты, которые помогут включать их в общественную жизнь. Это могут быть разнообразные кружки, секции, группы по интересам, группы социальной поддержки. У каждого человека должна быть среда и социальная образовательная программа, которая поможет ему развить у себя нужные навыки.
То есть, первое, что нужно — организовать некий мониторинг, скрининг и выявление таких людей по каким-то признакам. Может быть, прямым или косвенным, безусловно, без вмешательства в частную жизнь. Второе — сформировать для них рекомендации, протянуть руку помощи.
Я знаю, что системы больших данных позволяют делать такую аналитику и определять тех, кто максимально подвержен данным рискам. С учетом того, что сейчас уже данных накоплено достаточно много, и процесс непрерывно продолжается, можно такие группы выявлять и формировать адресные меры поддержки, которые должны быть кастомизированы под конкретные типы пользователей. То есть, конечно, требуются исследования, чтобы понять, какие существуют ролевые модели и какая адаптация нужна для каждой из них, но уже пора над этим работать.
- Как может уровень социальной удовлетворенности жизнью влиять на работоспособность и как можно отслеживать его снижение с помощью современных гаджетов?
Важно понять, что качество жизни, уровень энергии прямо влияет на уровень работоспособности. Если, условно, моя удовлетворенность жизнью падает, и я погружаюсь в состояние, близкое к депрессии, в котором мне ничего не хочется, у меня уровень энергии становится невысоким. Как следствие, я не выхожу из дома, мотивации возвращаться к жизни немного. В подавленном состоянии человеку очень сложно делать что-то продуктивное, он становится способным максимум на какие-то рутинные вещи.
Известно, что качество социальных отношений очень сильно влияет на психоэмоциональное состояние человека – выпадение из сетей коммуникаций приводит к тому, что человек оказывается в состоянии чувства одиночества и вслед за этим возникает ряд физиологических процессов, вследствие которых снижается работоспособность (так как это социальный стресс) и уровень энергии падает. Как следствие, возрастает вероятность болезней. Можно сказать, что основой для поддержания качества жизни является развитая социальная поддержка и навыки саморегуляции, здоровое мышление.
То есть, если я нахожусь в хорошем социальном контексте, наполнен отношениями, то у меня и уровень энергии будет достаточен, чтобы реализовывать потенциал. Если же я выпадаю из контекста социальных отношений, у меня уровень энергии проседает и мне становится тяжело, в связи с этим, действовать. Возникает такой замкнутый цикл — выпадение из социального контекста приводит к снижению уровня энергии, которая требуется для продуктивной жизнедеятельности в социуме и наращивания социальных контактов.
Как это можно отслеживать с помощью гаджетов? Как минимум, банально мониторить уровень стресса и физической активности, можно мониторить уровень социальной активности. Наверное, это главное. Я считаю, что необходимо формировать программу научных исследований в этом направлении, и параллельно организовать системную образовательную программу развития навыков коммуникаций, эмоциональной компетентности и социальной чувствительности.
Подготовила Екатерина Ган