Интервью Андрея Константиновича Сельского, председателя Комитета по развитию цифровых технологий в индустрии спорта и здорового образа жизни Фонда развития цифровой экономики для проекта «Цифровая Трансформация» Санкт-Петербург.
– Андрей Константинович, добрый день! Вы являетесь одним из самых ярких экспертов по цифровизации спорта и выступали, в частности, приглашенным экспертом Цифровой прокачки Северного региона на сессии Цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта Санкт-Петербурга. С тех пор городом в данной сфере были сделаны значительные шаги – ведется проработка проекта «Массовый спорт онлайн», собираются данные для последующего анализа. Какие дальнейшие перспективы Вы видите для развития массового спорта онлайн? Какие цифровые инструменты для граждан, систематически занимающихся активным образом жизни, сегодня наиболее популярны?
– Успехи Северной Столицы воодушевляют. Тем более, что в Петербурге активно развиваются и несколько частных цифровых продуктов для массового спорта. Это, например, проекты Go2Sport, ОЛИМП и s10.run. Но пока что, откровенно говоря, «цифра» в спорте еще воспринимается как экзотика. И работать нужно не только над созданием сервисов, но и над их популяризацией, над готовностью и людей, и спортивных организаций применять такие технологии. Только тогда массовый спорт онлайн будет по-настоящему массовым. А еще, конечно, важно совместить интересы государства, которому нужна объективная статистика занимающихся физической культурой и спортом, с интересами граждан. Нужен продуманный и дружественный путь клиента, причем сквозной – и онлайн, и офлайн, иначе люди не будут заинтересованы.
– Как Вы считаете, может ли спорт частично «переехать» в онлайн, превратившись в мотивирующие ролики, пособия и другой материал, или необходимо разумно сочетать онлайн и оффлайн мотивацию россиян для увеличения вовлеченности в спортивную жизнь страны?
– Можно сказать, что он уже частично «переехал», и коронавирус этому поспособствовал. В прошлом году, после выхода с первых локдаунов, было проведено исследование, которое показало, что очень многие традиционные клиенты фитнеса перешли на услуги онлайн-тренеров, а главное – что большинство из них не планирует возвращаться обратно в фитнес-клубы.
Значительная часть соревнований, в том числе олимпийского уровня, по-прежнему проводится без зрителей, а это значит, что технологии «онлайн-присутствия» для болельщиков получают дополнительный импульс к развитию. Мы видим и растущую популярность киберспорта, который по умолчанию онлайн.
Если мы говорим о вовлеченности граждан в физическую культуру, в двигательную активность, то, конечно, в первую очередь, это вопрос мотивации человека. Мотивировать с помощью онлайн-инструментов реально – посмотрите на беговые проекты, на ЗОЖ-марафоны в Инстаграм и так далее. Но здесь должна быть интерактивность и личная цель для каждого. Этого точно не смогут обеспечить мотивирующие ролики, нужны более индивидуальные и современные инструменты.
– Лично Вы используете какие-то приложения и гаджеты, чтобы фиксировать свои спортивные достижения? Какой прогресс в спортивных цифровых продуктах лично для себя хотели бы видеть?
– У меня любительский уровень в спорте: занимаюсь бегом и беговыми лыжами. Для отслеживания результатов использую классические параметры, такие как расстояние, темп, длина шага, пульс. Раньше ограничивался одним из приложений на смартфоне, но теперь пользуюсь и «умными часами», все-таки, они позволяют и данных больше собрать, и сами данные точнее. А увидеть в будущем хотел бы возможности получать «сквозные» сервисы, связанные со спортом. Например, отправить архив данных своего пульса с тренировок в электронную медицинскую карту и получить его интерпретацию. Или позвать на совместную тренировку своих друзей через всем известную соцсеть. Или получить рекомендацию об оптимальных беговых кроссовках на основании своих данных тренировок. Или зарегистрироваться на полумарафон в другом городе и получить пакетом билеты, гостиницу и налоговый вычет от государства. Или получить кастомизированные под мои интересы скидки в качестве «награды» за тренировки. Таких «хотелок» может быть много, важно понимать, что почти все они подразумевают интеграцию спортивного направления с другими, а также плотное взаимодействие государства и бизнеса.
– Спортивная сфера будущего, которая должна эволюционировать в 2030 году, какая она на Ваш взгляд?
– Спорт меняется, и многие из этих изменений не понравятся представителям спортивной сферы. Будут и новые виды спорта, и изменение правил существующих видов в сторону более коротких и зрелищных форматов, и развитие киберспорта, и появление «гибридных» видов, где есть и физическая активность, и цифровая составляющая. Что-то из этого мы увидим на «Играх будущего», объявленных в 2023 году. Думаю, что эволюционирует даже понятие допинга, не удивлюсь, если появятся запреты на какие-нибудь алгоритмы интерпретации больших данных по спортсменам.
Останется, я надеюсь, самое главное: праздник преодоления человеком самого себя, честная борьба и командная игра, даже в индивидуальных видах спорта.