На минувшей неделе состоялась стратегическая сессия, посвященная разработке стратегии Цифровой трансформации Санкт-Петербурга по направлению «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ» в рамках проекта «Цифровая прокачка региона». В течение события эксперты в трёх обозначенных сферах работали над формированием основных целей стратегии цифровой трансформации до 2030 года.
По итогам пленарной части мы задали несколько вопросов одному из экспертов, директору по цифровому ресурсообеспечению «Русатом. Инфраструктурные решения» Игорю Чернову.
— Как вы считаете, какую пользу обычным жителям принесет цифровая трансформация в такой сложной сфере как ЖКХ? С чем горожане сталкиваются ежедневно и отмечают ли они постоянно какие-либо проблемы в отрасли?
— Я здесь отмечаю два аспекта, полезных для жителей. Один – краткосрочный и его видно для нас для всех. Ни для кого не секрет, что регулярно происходят такие инциденты, как отключение воды из-за аварии, краткосрочные перепады напряжения, отключение света и так далее. Цифровая трансформация поможет не только быстрее реагировать на запросы жителей, но и проинформировать его, что произошло в конкретный момент. Здесь присутствует психологический фактор: нас раздражает не столько то, что в доме нет воды, а то, что мы не знаем точно, когда именно её включат. И вынуждены тратить время на звонки, чтобы узнать об этом. А когда процессы оповещения автоматизированы, человек чувствует себя более комфортно, потому что его держат в курсе. Это снижает напряжение. Второй, неочевидный аспект в том, что цифровизация – единственный путь остановить рост тарифов. Инфраструктура изнашивается со временем, аварийность – повышается и предприятиям надо со всем этим бороться. И чтобы это не превращалось в повышение тарифов для жителей города, надо внедрять и использовать цифровые инструменты. Это позволит повышать эффективность интенсивным способом, а не экстенсивным. То есть, не за счет повышения инвестиций и увеличения тарифов, а за счёт оптимизации бизнес-процессов.
— На минувшей стратегической сессии Вы говорили о том, что цифровую трансформацию сферы ЖКХ нужно начинать с простых, выполнимых задач, какие вы имели в виду, к примеру?
— Я имел в виду, к примеру, автоматизацию работы аварийной диспетчерской службы; всё, что связано с повышением эффективности труда – из этой же категории. Кроме того, важно повысить эффективность механизмов контроля сроков исполнения аварийных работ. Мне кажется, надо начинать с этого, потому что здесь можно быстрее всего получить результат.
— Чего прежде всего следует достичь сфере ЖКХ на пути к цифровой зрелости?
— С моей точки зрения отрасли надо достичь такого результата, чтобы, когда мы говорим: «Коммунальное хозяйство», в голове сразу же рисовалась передовая отрасль. Сегодня, если начать расспрашивать про эту отрасль человека, не увлечённого коммуналкой, вы выясните, что он думает, будто это – прошлый век. «Коммуналке» надо менять такое отношение к себе. Это позволит решить очень важную задачу: приток молодых кадров. Сегодня ЖКХ считается неприоритетной отраслью. Молодой человек, вероятно, думает: «Зачем я туда пойду? Чему я там смогу научиться?». И не идёт. А должно быть восприятие отрасли как передовой, которая может дать релевантный опыт, чтобы при необходимости можно было найти работу в других отраслях. Это должно быть современное предприятие, которое позволяет чему-то научиться, что востребовано на рынке труда повсеместно. Тогда в сферу ЖКХ потянутся люди, и это станет показателем того, что сфера развивается в правильном направлении. Это настоящая сверхзадача, которую надо ставить и решать сегодня.
Интервью подготовила Ектерина Ган