Открывая сессию, вице-губернатор Станислав Казарин отметил: «Роль учителя на сегодняшний день, к сожалению, становится не настолько значима, как хотелось бы. И одна из первоочередных задач ответственных за процессы изменений – вывести эту роль на более высокий уровень в системе общественных отношений. Это будет особенно актуально в контексте обилия самого разнообразного контента. Именно сильный учитель сумеет выделить главное из этого множества информации и дать это детям».
Вице-губернатор Санкт Петербурга Ирина Потехина подчеркнула, что обновленная система образования должна одновременно учитывать потребности семьи и государства. А это, в свою очередь, возможно только при условии конкурентоспособных зарплат, качественного распределения нагрузки, снижения бюрократических процессов, появления возможностей для личного и профессионального роста. “Даже учитывая, что 26% бюджета Санкт-Петербурга выделяется на образовательные цели, здесь есть свои дефициты. К этому нужно отнестись внимательно. Кроме того, существует целый ряд факторов, которые просто требуют изменений в образовании. Это: неограниченный и очень плохо структурированный доступ к информации; стремительные изменения на рынке труда, за которым образование должно поспевать; появление самых разнообразных сервисов, в том числе и сервисов в частном образовании, которые начинают жёстко конкурировать с государственным», – подчеркнула вице-губернатор. По ее словам, в настоящий момент в городе существует разрыв между «цифровыми детьми и аналоговыми преподавателями», который надо закрывать и бороться с управленческими несовершенствами, чтобы действительно выйти на новый качественный уровень сферы образования в целом.
В стратегической сессии в качестве приглашенных экспертов участвовали научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума» в Санкт-Петербурге Андрей Курпатов, директор института педагогики СПБГУ, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова, президент Ассоциации кружков, руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев, а также доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская.
Спикеры сошлись в мнении о том, что основная задача, которая стоит сегодня перед обществом и государством — это обеспечение возможности для наших детей жить цифровом мире и идти в будущее, опираясь на актуальные компетенции. «Нам нужно образование с нарастающим выбором, гибкая система, изменяющаяся под потребности среды» – отметила Елена Казакова. Она подчеркнула, что в настоящий момент социум нуждается в умеющих работать в команде людях. «Школа должна быть заточена на совместную деятельность ученика и учителя, распределённую мотивацию. Нужно обучать умению выбирать и отвечать за свой выбор», – заявила она.
Андрей Курпатов также высказал уверенность, что неизбежные перемены в психике современного человека продиктованы влиянием цифровой среды. «Сегодня существует понятие Цифрового аутизма – он проявляется в отсутствии у индивидуума долгосрочных социальных планов, – отметил он. – Человек потребляет слишком много цифрового контента. А если это ребёнок, то он привыкает его потреблять с самого детства. Проблемы информации, хранящейся в сети в содержании контента. Нам продают развлекательный контент, в сравнении, с которым образовательный выглядит гораздо менее привлекательно. В перспективе, возможно, что школы должны будут давать детям знания о мире через технологии для их лучшего понимания и усвоения».
Подводя итог встрече, Станислав Казарин выразил уверенность, что к 2030 году в Санкт-Петербурге роль учителя приобретет ключевое место в списке приоритетов системы образования. Одновременно с этим, цифровое развитие начнется с улучшения кадровой системы.