ЦИФРОВАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ

Город как школа для счастливого ученика

Первая сессия по разработке стратегии Цифровой трансформации Санкт-Петербурга была посвящена направлению «Общее образование». В результате мероприятия эксперты, представители системы образования, учителей, родителей в командной игре сформировали образ цифрового будущего для школ, родителей и государства. Отвечая на вопрос, как будет выглядеть образование в 2030 году, участники обозначили 5 главных направлений развития отрасли. Самые важные были выбраны путём анонимного голосования. Ими стали:

  • Новое качество кадров
  • Эффективная открытая образовательная среда
  • Комфортная среда для обучения
  • Бесшовный переход из школы на следующую ступень образования, в контексте четкого понимания подростком сферы своих интересов
  • Гибкое нормативное регулирование и управление образованием

Эти задачи станут приоритетными в обсуждении и принятии решений, касающихся цифровой трансформации образовательной сферы.

Открывая сессию, вице-губернатор Станислав Казарин отметил: «Роль учителя на сегодняшний день, к сожалению, становится не настолько значима, как хотелось бы. И одна из первоочередных задач ответственных за процессы изменений – вывести эту роль на более высокий уровень в системе общественных отношений. Это будет особенно актуально в контексте обилия самого разнообразного контента. Именно сильный учитель сумеет выделить главное из этого множества информации и дать это детям».

Вице-губернатор Санкт Петербурга Ирина Потехина подчеркнула, что обновленная система образования должна одновременно учитывать потребности семьи и государства. А это, в свою очередь, возможно только при условии конкурентоспособных зарплат, качественного распределения нагрузки, снижения бюрократических процессов, появления возможностей для личного и профессионального роста.  “Даже учитывая, что 26% бюджета Санкт-Петербурга выделяется на образовательные цели, здесь есть свои дефициты. К этому нужно отнестись внимательно. Кроме того, существует целый ряд факторов, которые просто требуют изменений в образовании. Это: неограниченный и очень плохо структурированный доступ к информации; стремительные изменения на рынке труда, за которым образование должно поспевать; появление самых разнообразных сервисов, в том числе и сервисов в частном образовании, которые начинают жёстко конкурировать с государственным», – подчеркнула вице-губернатор. По ее словам, в настоящий момент в городе существует разрыв между «цифровыми детьми и аналоговыми преподавателями», который надо закрывать и бороться с управленческими несовершенствами, чтобы действительно выйти на новый качественный уровень сферы образования в целом.

В стратегической сессии в качестве приглашенных экспертов участвовали научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума» в Санкт-Петербурге Андрей Курпатов, директор института педагогики СПБГУ, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова, президент Ассоциации кружков, руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев, а также доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская.

Спикеры сошлись в мнении о том, что основная задача, которая стоит сегодня перед обществом и государством — это обеспечение возможности для наших детей жить цифровом мире и идти в будущее, опираясь на актуальные компетенции. «Нам нужно образование с нарастающим выбором, гибкая система, изменяющаяся под потребности среды» – отметила Елена Казакова. Она подчеркнула, что в настоящий момент социум нуждается в умеющих работать в команде людях. «Школа должна быть заточена на совместную деятельность ученика и учителя, распределённую мотивацию. Нужно обучать умению выбирать и отвечать за свой выбор», – заявила она.

Андрей Курпатов также высказал уверенность, что неизбежные перемены в психике современного человека продиктованы влиянием цифровой среды. «Сегодня существует понятие Цифрового аутизма – он проявляется в отсутствии у индивидуума долгосрочных социальных планов, – отметил он. – Человек потребляет слишком много цифрового контента. А если это ребёнок, то он привыкает его потреблять с самого детства. Проблемы информации, хранящейся в сети в содержании контента. Нам продают развлекательный контент, в сравнении, с которым образовательный выглядит гораздо менее привлекательно. В перспективе, возможно, что школы должны будут давать детям знания о мире через технологии для их лучшего понимания и усвоения».

Подводя итог встрече, Станислав Казарин выразил уверенность, что к 2030 году в Санкт-Петербурге роль учителя приобретет ключевое место в списке приоритетов системы образования. Одновременно с этим, цифровое развитие начнется с улучшения кадровой системы.

potehina

Семья хочет, чтобы ребенок раскрывал все таланты, выжил на рынке труда, был здоров и жил в безопасности. Государство хочет вырастить патриота, чтобы человек соблюдал законы, сохранял культурные ценности, квалифицированные кадры, таланты, позволяющие сохранять позиции на мировом рынке. А школа должна все эти ожидания вместе взятые вывезти на себе. Для этого нужны ресурсы.

Ирина Потехина
photo_2021-08-06_11-02-01

Сегодня я в какой-то момент понял, что не знаю, как зовут преподавателей математики у моих детей, хотя когда-то это был мой любимый предмет. Это говорит о том, что роль учителя сегодня не настолько значима, как хотелось бы. Ведь когда-то в древности люди шли учиться у великих учителей. Сегодня, в эпоху обилия самого разнообразного контента, мне кажется, роль учителя снова должна выйти на первое место…

Станислав Казарин
kurpatov

Поколению альфа нужно и крайне важно помочь развить коммуникативные навыки, обучать им. С высокой вероятностью родители не справятся – также будут сидеть в гаджетах и давать гаджеты детям.

Андрей Курпатов
kazakova

Стоит пересмотреть наши цели, понять, что это за цифровой мир и какова наша роль в нем. Цифровизация нужна, но человеческие отношения первостепенны.

Елена Казакова

Ключевые спикеры

Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга

Презентация

pdf

Youtube

youtube

Яндекс.Видео

yandex

Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга

Презентация

pdf

Youtube

youtube

Яндекс.Видео

yandex

Татьяна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ

Презентация

pdf

Youtube

youtube

Яндекс.Видео

yandex

Елена Казакова, директор института педагогики СПБГУ, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования

Презентация

pdf

Youtube

youtube

Яндекс.Видео

yandex

Алексей Федосеев, президент Ассоциации кружков, руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения Национальной технологической инициативы

Презентация

pdf

Youtube

youtube

Яндекс.Видео

yandex

Андрей Курпатов, научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума» в Санкт-Петербурге

Презентация

pdf-32x32_gray

Youtube

youtube

Яндекс.Видео

yandex

Фотогалерея